Термин «доступная» или «безбарьерная» среда упоминается во многих законодательных актах. Безбарьерная среда (дизайн). Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. Первоначально это выражение использовалось для описания зданий и компонентов, которыми могли пользоваться люди, использующие инвалидную коляску. Однако впоследствии в определение были включены стандарты, которые подходили людям с другими видами инвалидности. В широком смысле, безбарьерный, или доступный дизайн – это дизайн, который создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни.
Вопрос об адаптации людей с особыми потребностями ставится в обществе давно. Процесс их интеграции проходил через очень разные этапы — от откровенного неприятия большинством людей до принятия того факта, что люди с теми или иными ограничениями здоровья могут вести полноценную жизнь, получать образование и работать. Процесс социализации необходимо начинать с самого раннего возраста. Именно в это время ребенок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Находясь в коррекционном учебном заведении он остается в изоляции от реального мира, в котором ему предстоит жить, будучи взрослым. Особенному ребенку важно учиться находить общий язык со сверстниками, пусть даже они отличаются от него. Для детей, которые не имеют ограничений здоровья, общение с такими детьми так же очень важно. С детства они должны привыкать, что все люди очень разные и что не все из них нуждаются в одном и том же. Став взрослыми, они уже не будут шарахаться от человека в кресле-коляске, когда тот попросит помочь ему заехать на тротуар.
Совместное обучение и воспитание людей с ограниченными возможностями здоровья и людей, не имеющих подобных ограничений, включая проведение совместных учебных занятий и досуговых мероприятий – это один из главных ориентиров, дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МКОУ «Средняя школа №3 г.Киренска» для лиц с ограниченными возможностями здоровья доступны для использования следующие кабинеты:
— Зал ЛФК;
— Рабочие кабинеты.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется спортивный зал, кабинет ЛФК с квалифицированным специалистом, которые полностью оборудованы спортивным инвентарем.
Спортивный зал в составе: | |
Настенный скаладром | 4 |
Стенка гимнастическая | 1 |
Скамейка гимнастическая | 1 |
Бревно гимнастическое | 1 |
Канат для лазанья | 2 |
Доска наклонная с зацепом | 1 |
Доска ребристая | 1 |
Батут | 1 |
Гантели пластмассовые тип 1 | 2 |
Гантели пластмассовые тип 2 | 2 |
Гири резиновые | 1 |
Обруч плоский | 2 |
Мат цветной | 1 |
Детская полоса препятствий | 1 |
Кегли | 1 |
Игра «Кольцеброс» | 1 |
Кольцо резиновое | 1 |
Диски с аппликацией | 1 |
Массажная дорожка | 1 |
Массажный мяч тип 1 | 1 |
Массажный мяч тип 2 | 1 |
Массажный мяч тип 3 | 1 |
Массажный мяч тип 4 | 1 |
Мат тип 1 | 1 |
Мат тип 2 | 1 |
Мат складной | 1 |
Мат тип 3 | 1 |
Мешочек для равновесия тип 1 | 1 |
Мешочек для равновесия тип 2 | 1 |
Мешочки для метания | 11 |
Мяч тип 1 | 1 |
Мяч тип 2 | 1 |
Мяч тип 3 | 1 |
Мяч тип 4 | 1 |
Мяч тип 5 | 1 |
Мяч тип 6 | 1 |
Мяч тип 7 | 1 |
Мяч утяжеленный тип 1 | 1 |
Мяч утяжеленный тип 2 | 2 |
Обруч тип 1 | 1 |
Обруч тип 2 | 1 |
Обруч тип 3 | 1 |
Обруч тип 4 | 1 |
Обруч тип 5 | 1 |
Обруч тип 6 | 1 |
Обруч тип 7 | 1 |
Палка гимнастическая тип 1 | 1 |
Палка гимнастическая тип 1 | 1 |
Скакалка | 1 |
Фишки для разметки поля цветные | 1 |
Конус сигнальный | 1 |
Мяч гимнастический тип 1 | 1 |
Мяч гимнастический тип 2 | 1 |
Мяч прозрачный с шариками | 1 |
Мяч прозрачный с бубенчиками | 1 |
Кабинет лечебной физкультуры | |
Лечебный пуфик для разгрузки позвоночника | 1 |
Комплект валиков для детей-инвалидов | 1 |
Т-образный валик-фиксатор для ног | 1 |
Валик-фиксатор для головы | 1 |
Модульный набор для детей инвалидов | 1 |
Модульный набор для реабилитации | 1 |
Набор подушек-трапеций | 1 |
Стенд для сенсорной тренировки | 1 |
Мяч для сжимания (от мягкого до очень острого) | 1 |
Мяч «яйцо» для сжимания (от мягкого до очень жесткого) | 1 |
Тренажер для пальцев | 1 |
Кистевой эспандер для реабилитации | 1 |
Силовая сетка | 1 |
Комбинированная силовая сетка | 1 |
Манжеты утяжеленные (утяжелители для рук /ног, 0,3 кг) | 1 |
Манжеты утяжеленные (утяжелители для рук /ног, 0,5 кг) | 1 |
Манжеты утяжеленные (утяжелители для рук /ног, 1 кг) | 1 |
Педальный тренажер с электродвигателем | 1 |
Кабинет логопеда в составе: | |
Демонстрационный материал для формирования навыков языкового анализа | 1 |
Дидактический материал по обследованию речи детей | 1 |
Устройство для контроля собственной речи | 1 |
Перекидное табло для букв и слогов | 1 |
Разрезные карточки мир животных | 2 |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В общеобразовательной организации созданы условия для обучения детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, гарантирующие возможность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы. Образовательный процесс детей инвалидов обеспечивают:
— квалифицированные педагогические кадры;
— педагог-психолог,
— социальный педагог;
— учитель-логопед.
Педогог-психолог осуществляет психологическое сопровождение учебной деятельности, перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения, профессиональное самоопределение.
Работа социального педагога направлена на создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи обучающимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера.
Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путем развития , воспитания и коррекции всех сфер ( двигательной, сенсорной и т. д.) детского организма.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в школе созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
1. Установлен пандус при входе;
2. Широкие распашные двери, расширены дверные проемы;
3. Опорные поручни в коридорах;
Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания школы и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании школы (при необходимости с помощью сотрудника школы).
Специальные условия питания
Организованы специальные условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Помещение оборудовано раковинами и автоматической сушилкой для рук. Столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция проводятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. Контролируются качество поступающих продуктов, условия их хранения и соблюдение сроков реализации. Специальной бракеражной комиссией, в том числе с привлечением представителей родительской общественности, производится контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд; Медицинская сестра контролирует организацию питания, витаминизацию третьих блюд.
Специальные условия охраны здоровья
Оборудован медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования и обеспечивающий организацию медицинского контроля за развитием и состоянием здоровья школьников и их оздоровлением.
Медицинское обслуживание осуществляет медицинская сестра ОГБУЗ «Киренская РБ».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном процессе используется 36 компьютеров, из них 6 — в управлении образовательным процессом. Все компьютеры подключены к сети Интернет. Официальный сайт школы школа3.киренск-обр.рф. МКОУ «СОШ №3 г.Киренска» располагает достаточными ресурсами для создания социокультурного пространства развития личности учащихся.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. Исключен доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
- ТЫРНЕТ — Детский Интернет (http://www.tirnet.ru/proxy) — сетевой инструмент для организации безопасного серфинга детей в сети Интернет.
- securelist.com (http://www.securelist.com/ru/encyclopedia) —энциклопедия информационной безопасности.
- Антивирусная Школа (http://av-school.ru/) — антивирусная школа от Касперского.
- Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет» (http://www.content-filtering.ru/) — помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет.
- InternetSecure.ru — безопасность в интернет(http://internetsecure.ru/) — набор технологий и программ для работы в сети и с компьютером.
- Безопасность наших школ (http://www.schoolsave.ru/) — портал «Безопасность наших школ» призван обеспечить общественный контроль за мерами пожарной и антитеррористической безопасности, здоровьем школьников и состоянием зданий школ, а также способствовать вовлечению граждан в обсуждение вопросов, связанных с безопасностью российских школ.
- Security Portal .RU (http://www.securityportal.ru/) — здесь Вы найдете информацию по защите информации, защите приватности, безопасным сетевым взаимодействиям, криптографии.
- Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (http://www.oszone.net/6213/) — обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (статья, ссылки, материалы).
- Anti-Malware.ru — независимый информационно-аналитический портал по безопасности (http://www.anti-malware.ru/).
- Школьный Яндекс (http://school.yandex.ru/) — школьный поисковик.
- Защита детей от интернет угроз — (http://www.securitylab.ru/software/1423/). Каталог программ «Защита детей от интернет-угроз» (описание, сравнение, оценки).
- http://nicekit.ru/ -программа родительского контроля.http://www.kidscontrol.ru/ — еще один вариант программы для организации родительского контроля. Сегодня многие из нас встают перед проблемой, как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время и защитить от негативной информации. Эти сайты помогут решить этот вопрос.
- Основы безопасности в Интернете для молодежи — http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm — интерактивный курс по Интерент-безопасности.
- CITFORUM http://www.citforum.ru/security/ — информационная безопасность (большое количество материалов по теме).
- Родители, дети, компьютер. «Программа контроля использования компьютера ребенком — КиберМама™» — (http://cybermama.ru/).
- Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания пользователей компьютеров — (http://www.comp-doctor.ru/). Как выбрать безопасные для здоровья компьютер и программы, правильно организовать рабочее место.
- Обеспечение информационной безопасности в учебных заведениях. На портале Сети творческих учителей — http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com.
- Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft — http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#.
- Специальный портал, созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет — http://www.saferinternet.ru/. Документы, материалы и многое другое.
- Nachalka.com (http://www.nachalka.com/) — сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах. Родителям интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях. «Пока мы спорим «пущать» или «не пущать» учеников начальной школы в Интернет — они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Как?» Этому и не только посвящен раздел сайта «Безопасность детей в Интернет» http://www.nachalka.com/bezopasnost.
- http://www.gogul.tv/ — детский браузер Гогуль. Защита детей от нежелательного контета, контроль за интернет-серфингом.
- Интересная бесплатная программа родительского контроля. Не позволяет ограничивать время, проводимое ребенком за компьютером, но блокирует посещение некоторых сайтов, позволяет дополнять и формировать черные и белые списки. Работает под паролем — http://www.icensor.ru.
- Поиск детских сайтов. Визуальный Детский поисковик «ага» — (http://www.agakids.ru/) В базе данных только детские сайты. Для детей: детское радио, раскраски, игры, учимся рисовать. Поиск сайтов с детской тематикой для детей и родителей. В том числе сайты для родителей по воспитанию, здоровью детей. Клуб международных детских знакомств. Все лучшее только детям!
- Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета (ресурсы, ссылки, документы, материалы по проблематике) — http://saferinternet.ru/.
- Всероссийский Интернет-урок информатики «Безопасность детей в Интернете». Это проект Компании Microsoft совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) — http://www.e-teaching.ru/history/Pages/iyrok.aspx.
- Национальный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ» — электронное периодическое издание по вопросам информационной безопасности —http://www.infoforum.ru/.
- Центр Безопасного Интернета в России посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Вопросы Интернет-угроз, технологий, способов эффективного противодействия им в отношении пользователей — http://saferunet.ru/.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
К специальным техническим средствам обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относится сенсорная комната.
- Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, что в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи).
- «Мягкая среда» — главной целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния.
Сенсорная комната тип 3 в составе: | |
Интерактивная воздушнопузырьковая трубка | 1 |
Набор из четырех клавиш управления | 1 |
Мягкая платформа для воздушнопузырьковой трубки | 1 |
Комплект из двух акриловых зеркал для воздушнопузырьковой трубки | 1 |
Вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателями | 1 |
Комплект шариков для сухого бассейна | 1 |
Кресло-лепесток | 1 |
Мягкий комплекс | 1 |
Тактильно развивающая панель | 1 |
Световой стол из бука для рисования песком (в комплект входит песок 12,5 кг) | 2 |
Балансировочная доска – лабиринт тип 1 | 1 |
Балансировочная доска – лабиринт тип 2 | 1 |
Балансировочная доска – лабиринт тип 3 | 1 |
Балансировочная доска – лабиринт тип 4 | 1 |
Настенный лабиринт квадратный | 1 |
Настенный лабиринт треугольный | 1 |
Декоративно-развивающая панель тип 1 | 1 |
Декоративно-развивающая панель тип 2 | 1 |
Декоративно-развивающая панель тип 3 | 1 |
Лабиринт тип 1 | 1 |
Лабиринт тип 2 | 1 |
Фиброоптический модуль с пультом управления | 1 |
Интерактивная светозвуковая панель тип 1 | 1 |
Интерактивная светозвуковая панель тип 2 | 1 |
Фиброоптическая занавесь на подвижном карнизе с интерактивным источником света | 1 |
Стол-мозаика | 3 |
Балансировочная доска – лабиринт № 5 | 2 |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено