Попробуйте меняться! Вам понравится!

Школа – женского рода. По человеческим меркам в этом году наша школа – ягодка опять. Но по школьным меркам – 45 – это молодость.

Сколько за это время произошло событий, сколько выпускников вышли в большую жизнь, сколько изменений претерпело здание школы. Одним из самых значительных стал капитальный ремонт.

Ни для кого не секрет, что образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно, пространства, которые ребёнок осваивает. Должны ли эти пространства меняться, становиться современными для каждого нового поколения школьников?

Какой образовательный смысл может нести пространство школы, и каким оно должно для этого стать?

Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и центром занятий творчеством, спортом и другими видами досуговой деятельности. В связи с этим должна качественно измениться школьная инфраструктура.

Инфраструктура школы – это все, что прямо или косвенно способствует организации и успешной реализации учебно-воспитательного процесса.

Когда говорят о современных образовательных пространствах, часто приводят в пример прекрасные новые школы в России, спроектированные по индивидуальным проектам.

Но большинство наших школьных зданий — это типовые коробки.

Такие типовые школы можно видеть во многих городах. Одинаковое расположение кабинетов, неброская колористика, осторожный дизайн. Усредненное исполнение СанПиН.

Так могло бы быть и у нас… Если бы не… творческая дерзость администрации, креативность педагогов и… просто желание сделать окружающее пространство интересным для каждого: и ребёнка, и взрослого, причем, человека, как нового, так и того, кто постоянно находится в нашем образовательном учреждении.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа», отмечает составляющие инфраструктуры школы:

  • Прежде всего, это ОТКРЫТОСТЬ.
    Для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым. Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время.
    Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине. Для этого в нашей школе есть кабинет психолога, зал ЛФК, сенсорная комната.
  • КРЕАТИВНОСТЬ
    Ещё недавно все кабинеты были абсолютно одинаковы. Сегодня школа стремится к тому, чтобы пространство кабинетов, рекреаций, коридоров было приспособлено под нужды учащихся и учителей.
  • ИСКАТЬ НОВОЕ В ПРИВЫЧНОМ
    Современный тренд — это не только превращение образовательного пространства класса в нечто более сложное, но и превращение лестниц, коридоров, актовых залов — в полноценные образовательные пространства.
    Образовательные зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства. У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником для самообразования. В школе есть территория для организации проектной деятельности в рамках проекта «Точка роста», занятий шахматами, азбука безопасности, ИБЦ, ученическое самоуправление, литературный Арбат, атлас новых профессий в рамках реализации проекта «Мануфактория – детский парк профессий в школе».
    Тёмный коридор, соединяющий между собой два крыла здания, сегодня стал вернисажем творческих работ учащихся, родителей, педагогов.
    Актовый зал школы приспособлен для самых разных нужд: театральные постановки, единые классные часы, концерты, защита проектов, собрания, конференции и многое другое.
    Сегодня мы в процессе работы над пространством школы. Каждый участник вносит свою идею, своё настроение, своё видение, ведь школа – это не только уроки, это живой организм, который постоянно изменяется, растёт, движется вперёд.

Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя. Все педагоги школы прошли курсовую подготовку по информатизации образования, ИКТ, каждый участник образовательного процесса может воспользоваться ресурсами ИБЦ, ФОКОТа. Осуществляется помощь учителям в их профессиональной и творческой деятельности.

Как дети, так и учителя очень хотят в школу. А школе не терпится раскрыть им свои объятия, ведь здесь их ждёт более 4000м2 развивающей детской территории, три этажа уюта и тепла, более двадцати кабинетов творчества и обязательно что-то удивительное, новое.

Особое внимание в этом учебном году уделили открытию центра «Точка Роста». Всё идет по выстроенному алгоритму: мотивированные педагоги прошли обучение по модулям, создали свои рабочие программы, разработали рекламные буклеты, провели рекламные акции среди детей и родителей по направлениям дополнительного образования, прияли участие в едином дне открытия. Сегодня мы видим и первые плоды данной работы, ведь план центра тесно перекликается с планом работы школы, а соответственно, это не только ежедневная работа педагогов и любознательных детей непосредственно в центре, но и использование ресурсов как внутренних, так и внешних. Мы поучаем продукты от этой совместной деятельности – участие в проектах, фестивалях, акциях, выставках, т.е. результаты есть уже сегодня!

Впервые в нашем районе заговорили об ИБЦ, не всем была понятна сразу эта аббревиатура. Информационно-библиотечный центр появился именно в нашей школе! Что это? В каком направлении должны мы идти? Что развивать? С кем работать?

И вновь закипела работа: администрацией и библиотекарями изучен опыт коллег из других районов и регионов, представлен этот опыт коллегам по школе, получены консультации, разработан свой проект. Но самый главный вопрос – КАК выстроить работу центра?

Главные задачи, которые определили для себя:

— работать над созданием единого образовательного и воспитательного пространства и над созданием единого речевого режима;
— разработать такой план работы, в котором в тесном сотрудничестве показано взаимодействие всех школьных проектов: «Хорошее время читать!» «Мануфактория – детский парк профессий в школе», «Интеллект.ru», «Союз поколений», «Вписаны особою строкою: Города – герои и Города воинской Славы…»;
— организовать работу в сотрудничестве с социальными партнерам;
— обозначить ресурсы, риски.

Так, например, проект «Мануфактория – детский парк профессий в школе»: знакомство с профессией и вхождение в нее через проведение онлайн-конференций, чтение литературы, как художественной, так и научной о профессиях и людях этих профессий, участие в онлайн- профпробах «Билет в будущее», олимпиады, конкурсы, уроки «Проектория» и другое.

В школе открыт ИНК-класс, класс Иркутской нефтяной компании, класс, который углубленно изучает такие предметы учебного плана как физика, математика, информатика, химия. В течение учебного года запланированы две сессии – осенняя и весенняя с преподавателями ИРНИТу по подготовке к ГИА. Почему бы и здесь не выстроить работу во взаимодействии двух структур:

— при подготовке и проведении научно-практических конференций, олимпиад учащийся не только добывает материал в ИБЦ, но и оформляет его, используя оборудование типографии
— презентует полученный продукт через участие в видеоконференциях, вебинарах с кураторами и другими участниками проекта
— организация онлайн-встреч с ИНК-классом Усть-Кутского района и другое.

Но есть и трудности:

1. Необходимо было пересмотреть назначение помещений
2. Отсутствие высокоскоростного интернета
3. Отсутствие определенного опыта работы и недостаточная курсовая переподготовка

Но мы всегда в процессе изменений. Мы только пробуем меняться! И нам это нравится!

Дата обновления страницы: 10.12.2022

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122